Кофейная живопись – популярное направление в современном поп-искусстве. Арсенал кофейной палитры обладает множеством оттенков: от песочно-кремового до темно-коричневого, от нежного латте до черного как ночь, эспрессо.

Разнообразна и стилистика художников, работающих в стиле «кофейной живописи»: от классического реализма до современного авангарда. Мно­го­об­ра­зие кар­тин, при напи­са­нии кото­рых худож­ники исполь­зуют кофе вме­сто при­выч­ных кра­сок, невоз­можно опи­сать за один раз. Тем более, клас­си­фи­ци­ро­вать их по сти­лям, жан­рам и манере изоб­ра­же­ния.

В этой ста­тье попы­та­емся сде­лать крат­кую под­борку кар­тин «клас­си­че­ского вида», если такое опре­де­ле­ние вообще уместно в отно­ше­нии кофей­ной живо­писи. Необыч­ность суще­ство­ва­ния подоб­ной гра­фики про­сле­жи­ва­ется даже в том, что худож­ники, рабо­та­ю­щие в этой манере, зача­стую ста­но­ви­лись известны широ­кому кругу зри­те­лей бла­го­даря соци­аль­ным сетям. При­ме­ром твор­че­ства, когда кофей­ная гуща, вода и кисточки в соче­та­нии с талан­том ста­но­вятся про­из­ве­де­нием искус­ства, можно счи­тать гра­фику худож­ни­ков Энджелы Сар­кела-Саур (Angel Sarkela-Saur) и Энди Саур (Andrew Saur).

Более 10 лет пара увле­ка­ется кофей­ной живо­пи­сью. Искус­ство этих худож­ни­ков (Coffee Artists™) полу­чило при­зна­ние во всем мире. Темы их кар­тин – порт­реты людей, образы птиц и живот­ных, пей­зажи и пр. Изна­чально акцент делался ими на вос­тре­бо­ван­но­сти ори­ги­наль­ного дизайна для кофеен и кофе-шопов Соеди­нен­ных Шта­тов. Свою первую выставку Энджела Сар­кела и Энди Саур пла­ни­ро­вали про­во­дить в одной из кофеен Мин­не­соты. Ну, а раз она должна была состо­яться в кофейне, моло­дые люди решили, что именно кофе целе­со­об­разно будет исполь­зо­вать в каче­стве твор­че­ского мате­ри­ала. Зава­ри­вая креп­кий и густой кофе и раз­бав­ляя его водой, экс­пе­ри­мен­та­торы подо­брали раз­ные оттенки корич­не­вого.

Так же, как когда-то худож­ники эпохи Воз­рож­де­ния, Энджела и Энди со вре­ме­нем научи­лись соб­ствен­но­ручно изго­тав­ли­вать пиг­менты для своих «кофей­ных кра­сок», раз­ра­бо­тав спе­ци­аль­ную тех­но­ло­гию пере­ра­ботки 100%-го кофе. Исполь­зуя их, мастера доби­ва­ются потря­са­ю­щего сход­ства своей кофей­ной живо­писи с кар­ти­нами, выпол­нен­ными акри­ло­выми или аква­рель­ными крас­ками.

Как уже гово­ри­лось, здесь мы при­во­дим при­меры кофей­ной живо­писи в «клас­си­че­ском стиле».  Немец­кий худож­ник Adam Cieslik, более извест­ный в соц­се­тях, как NeutrinoZ, тоже исполь­зует кофе вме­сто кра­сок, рисуя кар­тины на хол­сте. Чуть мрач­но­ва­тая кофей­ная живо­пись этого худож­ника все равно удив­ляет своей реа­ли­стич­но­стью.

В «Кофей­ной книге» иллю­стра­ци­ями к вели­ко­леп­ным поэ­ти­че­ским цита­там о кофе слу­жат рисунки бра­зиль­ского худож­ника Dirceu Veiga. Этому жителю Бра­зи­лии, явля­ю­щейся миро­вым лиде­ром по про­из­вод­ству кофе, про­сто обя­зана была прийти в голову идея исполь­зо­вать кофе вме­сто кра­сок. Порт­реты зна­ме­ни­то­стей, кото­рые уже поки­нули этот мир, кажется, при­об­рели от этого бла­го­род­ную кофей­ную горечь.

Худо­же­ствен­ные образы в твор­че­стве бри­тан­ской худож­ницы Maria А.Aristidou тоже рож­да­ются бла­го­даря аро­мат­ному напитку. И так же, как боль­шин­ство худож­ни­ков совре­мен­ной поп-куль­туры, Мария более известна во все­мир­ной пау­тине, как ma_aris . На ее рабо­тах часто можно видеть этот лого­тип.

Такие кар­тины по тех­нике испол­не­ния напо­ми­нают аква­рель­ные работы. Они такие же воз­душ­ные и лег­кие, но Maria А.Aristidou умеет созда­вать и более насы­щен­ные цвета. Чтобы добиться нуж­ного резуль­тата, она исполь­зует пять раз­лич­ных кофей­ных сме­сей, зава­ри­вая каж­дую отдельно. Сме­ши­вая их, она создает палитру оттен­ков, раз­лич­ной насы­щен­но­сти кофей­ного цвета.

Тема­ти­че­ский диа­па­зон твор­че­ства Maria А.Aristidou весьма широк: худож­ница рисует порт­реты зна­ме­ни­то­стей, муль­тяш­ных и фан­та­сти­че­ских пер­со­на­жей, зве­рей, птиц и цветы. Фуд-арт­ов­ская направ­лен­ность кар­тин весьма орга­нична для ее твор­че­ства, ведь по своей основ­ной про­фес­сии она иллю­стра­тор и дизай­нер тор­тов.

На сего­дня можно утвер­ждать, что кофей­ной живо­пи­сью увле­ка­ются во всех кон­цах света. Совсем недавно ею заня­лась фил­ли­пин­ская девушка, ланд­шафт­ный дизай­нер по про­фес­сии. Сей­час она про­жи­вает в Китае, а в сети известна, как aeonsiege. Свой и-нетов­ский ста­тус она пояс­няет, как аббре­ви­а­туру: соче­та­ние послед­него слога имени и пер­вого слога фами­лии. Сложно пове­рить, что нови­чок в кофей­ной живо­писи создает с помо­щью каран­даша и кофей­ного отвара про­сто потря­са­ю­щие порт­реты. Жал­ким объ­яс­не­нием такой вир­ту­оз­но­сти может слу­жить то, что порт­реты она рисует с 12 лет и издавна влюб­лена в моно­хром­ный арт, осо­бенно сепию, на кото­рую так похожи ее работы.

Конечно же, говоря о «клас­си­че­ском стиле» в кофей­ной живо­писи, невоз­можно не ска­зать об аме­ри­кан­ской худож­нице Карен Эланд (Karen Eland). В отли­чие от мно­го­чис­лен­ных апо­ло­ге­тов кофей­ной живо­писи, Карен можно счи­тать живым клас­си­ком этого стиля. Еще в 1997 году она начала в своем твор­че­стве экс­пе­ри­менты с остат­ками кофе эспрессо, слу­чайно обра­тив вни­ма­ние на его кра­соч­ный, густо-корич­не­вый коло­рит. Нужно ска­зать, что в то время тер­мин «espresso» ассо­ци­и­ро­вался, ско­рее, со ско­рост­ным поез­дом, чем с кофе… Посте­пенно она не только осво­ила непро­стую тех­нику кофей­ной живо­писи, но и, исполь­зуя ее, стала вос­со­зда­вать репро­дук­ции поло­тен таких клас­си­ков живо­писи, как Дега, Матисс, да Винчи, Пикассо и дру­гих. Работы Карен Эланд можно было бы назвать копи­ями, если бы не один нюанс: она не про­сто копи­рует кар­тины, а вно­сит во мно­гие из них неболь­шое автор­ское допол­не­ние, кото­рое весьма гар­мо­нично соот­вет­ствует самому жанру кофей­ной живо­писи и ожив­ляет миро­вую клас­сику: это чашечка при­го­тов­лен­ного аро­мат­ного кофе.

Чаще всего Карен рисует в кофей­нях, окру­жен­ная изыс­кан­ным аро­ма­том све­же­сва­рен­ного кофе и зву­ками при­глу­шен­ных раз­го­во­ров… «Эта обста­новка явля­ется необы­чайно вдох­нов­ля­ю­щей», — утвер­ждает худож­ница и наде­ется, что каж­дая ее кар­тина погру­зит зри­теля в ту же при­ят­ную атмо­сферу, в кото­рой она созда­ва­лась. Худож­ница изна­чально исполь­зует для созда­ния своих кар­тин кофе эспрессо. Из-за своей кон­ци­стен­ции он гораздо лучше под­хо­дит для роли нату­раль­ного кра­си­теля. Ино­гда она дает напитку насто­яться несколько дней, чтобы полу­чить еще более глу­бо­кие и тем­ные тона.

Изоб­ра­жая клас­си­че­ские жен­ские образы в виде кофе­ма­нок, весе­лая аме­ри­канка ино­гда дает им забав­ные имена. К при­меру, Джо­конда («Мона Лиза»), дер­жа­щая в руках чашку кофе-латте, пере­име­но­вана ею в Мону Латте.

То же каса­ется и назва­ний кар­тин. Так, «Созда­ние Адама» Мике­лан­джело в кофей­ной вер­сии Карен Эланд, стала назы­ваться «Созда­ние эспрессо»

Кар­ти­нам этой аме­ри­канки вообще при­суща шуточ­ная иро­нич­ность. Даже роде­нов­ского «Мыс­ли­теля» Карен  при­гла­сила на кофе-брейк

А пер­со­на­жей куль­то­вой кар­тины «Аме­ри­кан­ская готика» худож­ница «разору­жила», заме­нив вилы в руках муж­чины на чашечку латте.  Кажется, именно этого им и не хва­тало:  вме­сто угрю­мых лиц, с кото­рыми они запе­чат­лены на под­лин­нике,  — на кар­тине Карен мы видим их улыбки.

Можно при­во­дить еще десятки имен худож­ни­ков  из раз­ных стран мира, рабо­та­ю­щих в тех­нике кофей­ной живо­писи, но даже этого крат­кого перечня доста­точно, чтобы убе­диться в уди­ви­тель­ной кре­а­тив­но­сти дан­ного вида кар­тин, доба­вив­шей к изоб­ра­зи­тель­ному искус­ству новое изме­ре­ние. В даль­ней­шем, кроме «клас­си­че­ского стиля» про­де­мон­стри­ро­ван­ного здесь, поста­ра­емся сде­лать обзор и более аван­гард­ных направ­ле­ний кофей­ной живо­писи.

art-eda.info